Существующие препятствия для совершения обряда венчания

 
 Какие существуют препятствия для совершения Таинства венчания?

Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его. Условными же препятствиями к браку являются пре­пятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие:


1.Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством. Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку. Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным.

Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности. Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Гражданский же брак в этом отношении является ущербным.

Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан. Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому измена этому правилу грозит лишением священного сана.

3. Монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.

4. В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний.

Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).

Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».

5.Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. 

В таком случае,  лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Однако, физическую неспо­собность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособно­стью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме.

7. Для вступления в брак существуют определенные воз­растные границы. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г . запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе.   В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет.

8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматрива­ется серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответ­ственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят челове­ческие и моральные беспорядки.

Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви. Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.

Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. 

Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется. Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.

Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.

1. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой —необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степеня­ми, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном — одна степень кровного родст­ва, между дедом и внуком — две степени, между дядей и племян­ником — три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составля­ют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и бо­ковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от дан­ного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам.

Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья). Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и се­стер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племян­ницей — родство в 7-й степени. 

Браки между родственниками начиная с в 5-й  степени могут быть заключены по разрешению епархиаль­ного архиерея.

2. Помимо кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства.Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа и племянница жены — в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным.
 
Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая сте­пень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1-я степень трехродного свойства. Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, со­стоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свой­ства (прав. 54).  Кроме этого, указами Святейшего Синода  строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехрод­ного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до чет­вертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.
 
3. Препятствием к браку является также и наличие ду­ховного родства. Духовное родство возникает вследствие восприя­тия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых). Возбраняуются браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.

 

Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Поэтому каждый идивидуальный случай должен быть расмотрен епархиальным архиереем.
 
4. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыно­вителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленно­му сыну с матерью и дочерью усыновителя».


5. Взаимное согласие вступающих в брак является непре­менным условием законности и действительности брака. Препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

 

 
6. Важное условие для признания действительности церковного бра­ка — единство православной религии.  
 
Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.
 
В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви. И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.
 
Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.
 
Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.
 
Беременность невесты не является препятствием для совершения венчания.
 
Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания. Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.

 

 

Обновления в каталоге статей

от Славик

Свадьба в год петуха 2017

2017 год ничем не хуже любого другого для создания новой семьи, рождения детей и т.д. Семьи становятся несчастными или трагически распадаются в том случае, если люди получали неправильное воспитание в родительской семье...

Подробнее...

от Славик

Женская улыбка, позитив :-)

Известно ли вам, что женская улыбка умеет творить чудеса? Например, мужчины, по этому поводу говорят, что улыбающаяся леди воспринимается более открытой, доброжелательной, позитивно настроенной...

Подробнее...

от Славик

Отчего на свадьбе «Горько»?

Светлый и радостный праздник – свадьба, но почему-то он не проходит без возгласов слова «горько». Казалось бы, все прекрасно, все счастливы и веселы, море улыбок и прекрасных пожеланий новой семье, и тут тебе «горько».

Подробнее...

от Славик

Велосвадьба

Сколько раз в своей жизни вы были на велосвадьбе? Где вместо лимузина – велосипед для двоих, гости не изнывают от жары в свадебном транспорте, а катаются на велосипедах.

Подробнее...

от Славик

Свадебные фото в стиле лав стори

Бывает часто, что смотришь на фото и понимаешь – романтических фото, где вы вдвоем почти нет. Для этого и придумали, наверное, фотосессию в стиле лав стори, что дословно обозначает - история любви в картинках.

Подробнее...

от Славик

Зачем бросают подвязку невесты?

Подвязки пришли к нам их прошлых веков, когда женщины носили большие кринолины, высокие прически, парики и подвески…

Подробнее...

от Славик

Свадебный альбом. Ему есть о чем рассказать

Когда свадьба уже осталась позади, и пришло время рассматривания свадебный фотографий, возникает вопрос как их хранить – в электронном варианте или все-таки распечатать?

Подробнее...

от Славик

Подарки родителям на свадьбу

Сейчас многих современных молодоженов удивляет, что подарки на свадьбу дарят не только им, а они должны подготовить подарки своим родителям. А как вы думали?

Подробнее...

от Славик

Конфетный букет невесте

Такая традиция пришла к нам не очень давно, но уже успела завоевать много поклонников. Невесте преподносится не только цветочный букет, а еще и конфетный. 

Подробнее...

от Славик

Готовимся к свадьбе. 20 основных шагов

Дата свадьбы уже наконец-то назначена, значит пришло время начинать предсвадебную подготовку

Подробнее...

НОВОСТИ

Улыбка невесты, позитивная свадьба

Как же оставить такой торжественный и незабываемый праздник как свадьба, без красивой, лучезарной улыбки невесты?

 

Подробнее...

Традиции африканской свадьбы

Культура Африки очень разнообразна и тем самым континент является еще более загадочным и экзотическим.

 

 

Подробнее...

Немецкая свадьба

Известно, что немцы очень расчетливы и пунктуальны, поэтому предпочитают учится на ошибках чужих людей, нежели потом исправлять свои.

 

Подробнее...

Как часто выбирают свадьбу за границей

Одна из карибских гостиничных групп, решила провести исследования, показавшие процент брачующихся, которые предпочли бы сыграть свадьбу за границей, освободив себя от приглашения на свадьбу родственников и знакомых.

 

Подробнее...

Женщина с синдромом Отелло нашла свою половинку

В старой доброй Англии, как оказалось, живет самая ревнивая женщина Дебби Вуд. Возраст этой ревнивицы 42 года, а ее избранник Стивен, недавно отпраздновал свой 31 день рождения.

 

Подробнее...

Свадьба в детском саду

Вы слышали когда-нибудь, чтобы свадьба проходила среди молодоженов, которым от роду по пять лет? А вот в китайской провинции Хэнань воспитатели провели такую показательную церемонию.

 

Подробнее...