Еврейская свадьба
О существовании этого народа и его самобытности знают в каждой стране мира, а вот об особенностях национального еврейского бракосочетания – единицы. Быть может потому что евреи не сильно афишируют «церемонию под хулой», а может и потому, что допускаются на настоящую еврейскую свадьбу лишь приближенные, а постороннему человеку здесь не место… Однако сама еврейская свадьба очень сложный и запутанный обряд, где каждое движение молодоженов выверено историей и религией.
Подготовка дело нелегкое
Популярные байки про еврейскую хватку и педантичность не столь уж беспочвенны, если присмотреться хотя бы к процессу помолвки. Тноим или процедура помолвки дословно переводится «условия», о которых «договорились» невеста, жених и их родители. И, подобно успешной сделки, тноим завершается подписанием договоренности в письменном виде, после чего обязательно обсуждается доля финансового участия родителей жениха и невесты в организации свадьбы и устанавливается дата бракосочетания. Современные пары не всегда соблюдают условие письменного закрепления тноима, но обязательно следуют другой традиции. Матери будущих супругов разбивают одну тарелку в качестве символа необратимости принятого только что решения о создании новой семьи. После этого устраивают небольшое застолье для родных и близких.
Определиться с датой праздника еврейским молодоженам тоже не просто. Их выбор зависит не столько от их желания, сколько от ограничений, накладываемых религией. Так нельзя проводить свадьбу во время шабата, праздников Йом-тов, Суккот, Песах и полупраздничных дней, а также в дни постов и дни «траурного периода». Не все молодые знают даты и особенности подобных запретов, поэтому выбором окончательной даты обычно занимаются более взрослые родственники.
Еврейские невесты не плачут и не носят глубоких вырезов
Для молодой девушки подготовка к еврейской свадьбе нелегкое испытание на прочность и покорность. Для «правильного» замужества девушка обязательно должна перед свадьбой искупаться в ритуальном бассейне (микве) согласно священным правилам окунания, чтобы стать «чистой».
В выборе наряда для венчания еврейской невесте нет особого простора. Хоть законы и не запрещают свободно выбирать фасон платья и ткань, ограничивая лишь цвет (светлые тона), длину рукавов (ниже локтя) и длину юбки (ниже колена), еврейская девушка не может позволить себе глубокий вырез, открытый корсет или сексуальный разрез снизу на юбке. Ей также придется отказаться от полупрозрачных рюшей и невесомой органзы, ткань должна быть непрозрачной.
За неделю до свадьбы молодые не должны видеться, но зато каждого из них это время обязательно сопровождает кто-то из родственников. В последнюю субботу в синагоге устраивается Кидуш, где жених показывает свое красноречие и знание текстов Торы (Книг Моисеевых). Невеста остается в этот день в своей семье и принимает подруг, чтобы отпраздновать Шаббос кала – Субботу невесты.
Уже в день свадьбы невесте предстоит обряд «закрывания лица» или Бадекениш. Его смысл заключается в том, что жених, пройдя на женскую половину дома, в присутствии родителей и близких невесты должен закрыть лицо невесты фатой. Это означает его желание и решимость перенять у родителей невесты ответственность за ее здоровье, благополучие и жизнь.
Свадебная церемония и празднество
Начинается церемония с обряда «семи обходов», во время которого невеста семикратно обходит жениха и хулу (свадебный балдахин, символизирующий дом жениха). Иногда в качестве хулы используют просто натянутое с четырех сторон покрывало, поэтому еврейская свадьба получила в народе название «обручение под покрывалом». Затем начинается непосредственный обряд обручения – Кидушин. Возглавляет церемонию раввин, читающий благословение над бокалом вина, из которого затем отпивают по глотку молодые. После этого жених «приобретает» невесту себе в жены, надевая на ее палец кольцо. Гости церемонии и свидетели обязательно должны убедиться, что кольцо достаточной стоимости. С того момента, как обручальное кольцо оказалось на пальце невесты она перестает принадлежать себе и другим людям и принадлежит и посвящена только своему мужу.
Настоящая церемония «под хулой» не обходится без чтения вслух Ктубы, официальных обязательств жениха к невесте, включая ее материальное содержание в случае смерти мужа. В окончании церемонии зачитываются семь благословений и жених (уже муж) разбивает стеклянный бокал из-под вина ногой.
После этого проходит один из необычных обычаев. Уединение молодых мужа и жены. Они уходят в отдельную комнату (Хедер Ихуд), чтобы поужинать и побыть впервые наедине друг с другом. Это время очень значимо, оно придает полноту отношениям и пониманию значимости только что прошедшей церемонии. В этот период никто не может входить в комнату уединения.
А гости тем временем готовятся к трапезе. Начинают угощать обычно праздничными хлебами, а затем и другими национальными блюдами. Веселятся мужчины и женщины раздельно, пир может быть в одном помещении, но обязательно разделенный плотной непрозрачной перегородкой. А вот главная задача всех гостей одинакова – как можно больше веселить и радовать молодоженов.
Праздник не заканчивается в тот же день, обычно он длится неделю. 7 дней, 7 свадебных благословений, 7 трапез для гостей и во время этого бесконечного пира молодые освобождаются от всех повседневных забот и работы.