Свадебные традиции Востока
В странах Востока, как и везде в мире, вступление в брак - одно из самых важнейших событий
в жизни семьи. Тысячелетиями здесь утверждалась идея, что нет выше долга, чем долг
семейный.
На протяжении всей истории развития культуры Китая, Японии и Кореи все обряды жизненного
цикла подвергались незначительным изменениям. После второй Мировой войны эти
обряды были серьезно модернизированы, однако ни один из них не испытал столь глубоких изменений,
как свадебный ритуал. С началом процесса вестернизации Востока большинство свадебных
церемоний стало проводиться по европейским традициям: невеста надевает подвенечное
платье (оно может быть не только белого, но и других цветов) и фату, а жених - смокинг
или красивый свадебный костюм. В результате традиционная свадьба стала редкостью, хотя
некоторые ее элементы вошли в состав современного свадебного ритуала.
Однако в последнее десятилетие наблюдается тенденция возврата к традиционному свадебному
обряду в Китае, Японии и Корее. Некоторые молодожены предпочитают проводить
свадебную церемонию по старинным, существовавшим веками обычаям, испытывая чувство
национального самосознания и гордости.
Исходя из этого, представляется актуальным провести сравнительный анализ традиционного
свадебного ритуала в Китае, Японии и Корее.
Таким образом, целью нашего кросс-культурного исследования является определение на
примере традиционной свадебной церемонии степени влияния китайской культуры на культуру
Японии и Кореи.
Огромное влияние на свадебную обрядность Китая, Японии и Кореи оказал культ пре д-
ков, принцип уважения старших, почитание отца.
В Китае целью брака было обеспечение благоденствия усопших, поэтому во время свадебного
обряда отцами брачующихся делались доклады предкам в храме при доме. Культ пре д-
ков требовал, чтобы жертвоприношения усопшим совершались совместно мужем и женой. И в
Китае, и в Корее женитьбой молодого человека были в большей степени заинтересованы его
родители, которые с одной стороны были ответственны перед предками, а с другой - заботились
о своем собственном посмертном блаженстве.
В Японии предков также было положено ставить в известность о предстоящем браке.
Во всех странах молодые кланялись своим родителям, в особенности родителям жениха,
так как после свадьбы невеста оставалась в доме мужа. Уважение и почитание родителей считалось
залогом счастливой семейной жизни.
Свадебному обряду предшествовало сватовство, оно было практически одинаково в этих
странах. Ритуал включал консультации между семьями и, обязательно, разрешение гадателя на
брак: он должен был это сделать, основываясь на датах рождения жениха и невесты (учитывался
не только день, но даже и час их появления на свет). В том случае, если заключение гадателя
было отрицательным, свадьба могла и не состояться.
Когда было дано разрешение на свадьбу и назначена дата, совершался обряд отправления
даров в дом невесты. В Китае самым главным даром считался шелк, который доставлял младший
сын или младший брат. Когда его принимали в доме невесты с пи сьмом от отца жениха, то
подарок клали на блюдо и относили в храм предков и совершали молитву.
В Японии совершался обмен денежным подарками, передаваемыми женихом невесте и
невестой жениху в присутствии родителей и посредников. Специальный посланник вручал невесте
несколько бутылок сакэ, шелк. Существовал и определенный способ упаковки таких свадебных
подарков.
Внешний облик корейской и японской невест практически полностью был заимствован
из Китая: лицо густо покрывалось белилами и наносились румяна, делалась прическа "туча".
Большое значение придавалось лицу невесты: оно не должно было особо выражать чувства невесты.
Однако наряд невесты имел некоторые различия: в Китае одеждой невесты был короткий
красный халат и платье красного или зеленого цвета; в Японии - кимоно чистого белого
цвета, а в Корее на невесту надевали шелковую красную юбку, кофту оливкового цвета и фиолетовый
халат.
Во время свадебной церемонии в Китае невеста переезжала в дом мужа в специальном
красном паланкине, который высылал за ней жених. Ее сопровождала свадебная процессия.
Примерно на половине пути совершалась церемония "передачи" невесты людям жениха, после
чего люди невесты возвращались домой. По прибытии жених и невеста шли к семейному алтарю
и отвешивали но четыре земных поклона: духам Неба и Земли, Солнцу и Луне, государю,
стихиям воды и земли и, наконец, предкам жениха. Потом жених и невеста кланялись друг другу.
Обряд поклонения Небу и Земле считался официальным уведомлением о состоявшемся браке.
В Японии свадьба совершалась в храме. В начале церемонии совершался обряд очищения,
затем жених и невеста принимали друг от друга чашечки с сакэ, отпивая из каждой по три
глотка. После ритуала обмена обручальными кольцами жених и невеста приносили дары божеству
храма. Церемония завершалась клятвой верности мужу и семье, торжественно произносимой
невестой в присутствии родственников.
В Корее свадебная церемония могла совершаться как в доме невесты, так и в доме жениха.
В день свадьбы жених вручал родителям невесты деревянную утку, обернутую, за исключ е-
нием головы, в красный платок. Дикая утка считалась символом супружеской верности, а красный
цвет платка - знаком радости. После этого жених и невеста подходили к установленному во
дворе дома высокому столу, на котором располагалось предписанное традицией угощение и
имевшие символическое значение предметы: рисовое вино, фрукты, свечи, синие и красные нити,
жареная курица или утка. Жених становился к востоку от стола, а невеста - к западу. После
этого молодые обменивались поклонами и преподносили друг другу по чарке рисового вина,
обвязанной красной ниткой. В заключение ритуала молодые кланялись родителям и гостям.
Таким образом, Япония и Корея заимствовали некоторые элементы свадебной обрядности
из Китая, однако сама свадебная церемония в этих странах проводилась по определенным
правилам и традициям, выражавшим присущие каждой культуре отличительные особенности и
национальный колорит.