Техника безопасности при тренировках на шоссе
Шоссейный велоспорт всегда считался одним из опаснейших видов велосипедного спорта. Высокие скорости на спусках, большое количество участников гонки, различное состояние дорожного покрытия и множество других факторов вывели шоссейный велоспорт на лидирующие место по травмоопастности, обогнав даже гонки по пересеченной местности (кросс-кантри). Но, как показывает статистика, не только на гонках спортсмены получают травмы, но и на тренировках (на тренировках травмы обычно серьезнее и происходят чаще).
А связано это с тем, что обычно тренировка на шоссе проходит на общедоступных улицах и трассах, среди автомобилей и других транспортных средств.
Итак, рассмотрим основные средства защиты, а также технику безопасности для шоссейных тренировок.
1. Наверно почти каждый при упоминании о поездке на велосипеде вспомнит про велосипедный шлем. Именно он и является основной защитой велосипедиста. Как и любителя, так и профессионала. Неважно, будет тренировка на автомобильной дороге или на тропинках в парке. Этот нехитрый предмет защиты поможет вам не получить серьезные травмы головы при падении. В истории велосипедного спорта известно очень много случаев, когда при падениях шлем спасал жизнь.
2. При тренировках необходима машина сопровождения, или, так называемая, «техничка». Это автомобиль, управляемый обычно или тренером, или механиком, который едет сзади за группой велосипедистов, прикрывая их от удара другого автомобиля. При разворотах или поворотах на оживленных перекрестках «техничка» перекрывает ряд встречной полосы, тем самым, ограждая группу велосипедистов от невнимательного автомобилиста. В противном случае этот автомобиль может доставить травмированного гонщика до пункта медицинской помощи.
3. Немало важным является техника предупреждающих знаков и жестов руками. К примеру, при перестроении в другой ряд автодороги, велосипедист должен показать рукой, сзади идущим автомобилям, о своем маневре. Если за рулем адекватный и уважающий правила движения водитель, то он пропустит велосипедиста.
4. Так же важно напомнить, что при выезде на проезжую часть на велосипеде, необходимо соблюдать правила дорожного движения наравне с автомобилистами. То есть красный свет – он для всех красный, а одностороннее движение – оно и для велосипедистов одностороннее.
5. Много падений, и как следствие травм, случаются из-за неисправности технического оборудования, в данном случае шоссейного велосипеда. Поэтому, перед тренировкой, а тем более гонкой, рекомендуется проверять все наиболее значимые крепежи и узлы вашего велосипеда, наибольшее внимание уделяя тормозной системе, рулевому управлению и креплению колес. Это поможет вам избежать аварии.
6. Нельзя забывать и о погодных условиях во время тренировки, а также состоянии дорожного полотна. У опытного велосипедиста техника управления велосипедом меняется в зависимости от этих факторов. К примеру, при тренировке в дождь нельзя делать резких движений рулем и сильно жать на тормоза, особенно задние, иначе колеса могут сорваться в неуправляемый занос (юз), и как следствие потеря управления над велосипедом. Если температура ближе к нулю, то возможно обледенения дороги, что очень опасно и может привести к падению. Необходимо учитывать также состояние дороги, по которой вы едете, и тип ваших покрышек.
7. Последним, но не мало важным фактором является техника управления велосипедом в целом. То есть не только среди плотного потока автомобилей или в плохих погодных условий, но и учитывая рельеф трассы по которой проходит тренировка, скорость с которой вы движетесь и т.д. К примеру: техника скоростного спуска или техника прохождения сложных поворотов или даже связки поворотов.
В итоге соблюдение всех этих пунктов хотя бы наполовину снизит шансы получить травму на шоссейной тренировке. Помогут не только в тренировочном, но и гоночном режимах. Каждый год огромное количество гонщиков получают травмы при падении, много случаев с летальным исходом.
Поэтому в любой велосипедной секции или школе, каждый уважающий себя тренер всегда начнет подготовку с обсуждения вопросов техники безопасности. Не пренебрегайте и Вы этими правилами, даже если провели в седле своего велосипеда не один год! Это обязательно поможет, если наступит такой случай…