Детское хамство
ГРОЗА СЕМЬИ
Так как речь у меня временно отключилась, Сережина мама принимает мое молчание за сочувствие и начинает тихо жаловаться: «Вот всегда он со мной так. С папой просто идеальный ребенок. А вот меня, бабушку, учительницу – просто ни в грош не ставит. И ведь дома у нас полная любовь и взаимопонимание, никто ни на кого не кричит, не ругается, ну, с мужем иногда можем повздорить, но тоже все тихо, без крика. А Сережа раньше был такой послушный, такой ласковый, а вот пошел в школу – и как будто подменили его».
Потом, правда, выясняется, что это не совсем так. Когда Сереже было всего два годика, он вполне мог замахнуться на маму лопаткой, ударить бабушку ногой, вырвать из рук печеньку, которую мама собиралась положить себе в рот. Но тогда все списывалось на «такой возраст, пройдет».
Сережа рос, и ничего не проходило. Пятилетний бутуз валился на пол, дрыгал ногами, орал дурниной, швырялся сапогами… Мама прыгала вокруг него с причитаниями и уговорами. Бабушка скорбно поджимала губы, но сказать веское слово не решалась: она тут в приживалках, квартира принадлежит Сережиному папе. Последний домашний инцидент выглядел так: мама попросила (!) Сережу сесть за уроки. Сережа ответил в духе «Выметайся из моей комнаты» и запустил в маму учебником. Мама вышла и потом плакала на кухне.
МЫ – КРУТЫЕ ПЕРЦЫ!
Волей-неволей я втягиваюсь в беседу: «А вы что делаете, если он вам грубит?» – «Ну, я ему объясняю, что так говорить нехорошо, что бабушка расстраивается, плачет и учительница тоже много для них делает, с ней нельзя так. А он посреди урока может встать, сказать, что ему скучно, и уйти в коридор. Или вот на этой неделе меня к директору вызывали: говорят, оскорблял учительницу, высмеивал», – жалуется мама Сережи. «А папа что?» – интересуюсь я. «А папа говорит, это все ваше бабское воспитание, с ним-то мальчик шелковый», – поясняет мама.
Ох, вот как только пошло про бабское воспитание, сразу многое стало понятно. Сережа папу копирует, что бы там мама мне ни пела про любовь и взаимопонимание. Не уважает папа женщин, за лю- дей их не считает, может себе позволить и унизительное обращение, и открытое пренебрежение, комментарии в стиле «Да что с нее взять, все бабы – дуры». Но – матом ведь не орет? С топором не бросается. Значит, все хорошо?
Нет, не хорошо. Эта ситуация разрушительна и для семьи в целом, и для Сережи в частности. Получается, что иерархия в семье выстроена не по горизонтали (папа-мама, бабушка-дедушка, дети), а по вертикали: папа объединен с сыном по признаку «крутые перцы», а маме и бабушке выделено их место на ящике с золой у печки.
ВЫСТРАИВАЕМ СЕМЕЙНУЮ СИСТЕМУ
Для здорового развития ребенка, для того чтобы в будущем он смог правильно построить свою семью, очень важны примеры родителей, это все уже выучили. Так вот, в здоровой семье есть подсистема «родители» и подсистема «дети». Родители принимают решения относительно функционирования всей семьи, распоряжаются деньгами, планируют отпуск, выбирают школу.
Еще родители устанавливают правила и следят за их соблюдением. Они могут наказывать нарушителя, а могут награждать «за заслуги перед Отечеством». В их жизни есть области, куда детям вход воспрещен, супружеская постель например.
В дисфункциональных, нездоровых семьях объединение идет по какому-то иному признаку, например по половому: мальчики (папа и сын) и девочки (мама и дочка). Или создаются коалиции двоих-троих против одного (мама+дети против папы алкоголика). Это нарушение семейной иерархии мешает детям расти и развиваться, ведь они вынуждены участвовать в том, до чего не доросли, в ущерб своим детским занятиям.
Иногда на детей взваливают непосильное бремя ответственности за себя и своих младших братьев-сестер, в особо тяжелых случаях – еще и за родителей. Дети взрослеют раньше времени, становятся тревожными, отказываются от своих желаний и потребностей, что аукается им потом, когда они дорастают до реального возраста совершеннолетия. Я вернусь к этой картинке позже, а пока посмотрим, как Сережина семья докатилась «до жизни такой».