Основы ознакомления детей с природой
Единство чувственного и рационального в познании.
Разработанная В. И. Лениным теория отражения рассматривает познание как диалектическое единство чувственного восприятия и абстрактного мышления. Естественнонаучной основой познания являются учения И. М. Сеченова о рефлексах и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.
Раздражения, получаемые человеком от воздействия предметов и явлений природы, составляют первую сигнальную систему, а слова, обозначающие их,? вторую сигнальную систему. С первой сигнальной системой связана чувственная сторона процесса познания; она включает в себя непосредственное отражение предметов и явлений внешнего мира в форме ощущений, восприятий и представлений. Со второй сигнальной системой связано отвлеченное мышление. Вторая сигнальная система осуществляет связь с внешним миром только через первую сигнальную систему, поэтому не может быть мышления без ощущений, восприятий и конкретных представлений.
Чувственное и рациональное познание являются двумя сторонами единого процесса. Взаимоотношение чувственного и рационального познания на разных ступенях развития имеет различный характер.
Наглядность и слово в ознакомлении детей с природой.
Познание ребенком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его органы чувств. И. П. Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой должны быть наглядность, непосредственное воздействие предметов и явлений природы на их органы чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, ощутить их тяжесть и т. д.
В домашнем быту, на прогулках, в играх и трудовой деятельности дети накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов и явлений природы. Например, по дороге в детский сад они воспринимают состояние погоды (холодно, тепло, жарко, сыро). Во время мытья рук, при купании, в играх подмечают свойства воды (холодная, теплая, разливается, в ней тонут камешки, плавают кусочки дерева). Во время ухода за различными животными дети подмечают их движения, некоторые повадки и т. д.
Общаясь с природой, ребенок воспринимает ее. Однако далеко не всегда он получает конкретные представления о природе. Дети часто не замечают предмета или обращают внимание на несущественные его детали, неправильно называют воспринимаемое. Так, например, ребенок 2?4 лет о плавающей в аквариуме рыбке говорит, что она «шагает» или «машет крылышками». Отсюда следует, что для ознакомления ребенка с природой мало показать предмет или явление; необходимо руководить познавательным процессом.
Воспитатель должен обратить внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами. Из чувственно воспринимаемого усваивается лишь то, что может быть названо соответствующим словом. Надо всегда помнить, что чувственное восприятие ? первоисточник всех знаний о природе, а верное отражение действительности в сознании происходит при помощи лишь тех слов, которые связаны с этим восприятием.
Формирование представлений детей и обогащение их словаря осуществляется одновременно.
Развитие восприятий идет от нерасчлененных впечатлений к обобщениям на основе соответствующего выделения и связывания качеств и свойств предметов и явлений. В каждом представлении есть момент обобщения.
Понятия ? это результат аналитико-синтетической деятельности мозга. Они образуются в результате неоднократных чувственных восприятий различных качеств и свойств предметов и явлений природы, сравнения их с другими, выделения среди них наиболее существенных признаков и отражения их в слове. Понятия усваиваются и проверяются в деятельности ? игре и труде детей.
Понятия развиваются в сознании детей правильно тогда, когда они исходят из восприятий, полученных чувственным путем. Образование понятий ? длительный процесс.
Существуют разнообразные средства (формы, методы, приемы) ознакомления детей с природой. Выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, содержания программного материала и возрастных особенностей детей. Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач,? единство воспитания и образования, наглядность и активность детей в познании и ведущая роль воспитателя.
Общая характеристика методов ознакомлений дошкольников с природой. Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми роды и активное овладение навыками. К таким, методам относятся наблюдение, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, ? рассказ,, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений... Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так,, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением он «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным,, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение ? при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.
Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.
В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение. Дидактическая игра, показ картин, игрушек играют большую роль в познании детьми природы.
Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей средней группы, нужно при ознакомлении их с природой широко использовать наглядный материал. Для уточнения и закрепления образующихся представлений широко используют дидактические игры с естественными предметами (листьями, овощами, фруктами) или их изображениями на картинках, небольшие беседы.