МЕТОДИКА «ОТГАДАЙ ФИГУРЫ»
Задание направлено на выявление преобладающего типа отношений в разных возрастных группах между ребенком и взрослым в условиях «свободного выбора». Детям предлагают 12 разноцветных геометрических фигуры (4 круга, 4 прямоугольника, ; разноцветных треугольника: красные, желтые, синие и зеленые). Экспериментатор говорит: «Посмотри, какие красивые фигуры! Давай поиграем. Ты раздашь фигуры. Какие хочешь – возьмешь себе, какие захочешь – дашь мне. А я пока что немного поработаю (взрослый делает вид, что пишет, думает, чем-то занят).Когда раздашь, то позови меня. Будем играть.
Предполагается, что после выполнения задания можно определить, на кого ориентируется ребенок. Если на взрослого, то должен отдать ему большое количество фигур, если на себя –больше фигур взять себе.
При выполнении задания выяснилось, что:
- дети младшего дошкольного возраста отдают предпочтение индивидуальной деятельности. В совместной деятельности позицию ребенка относительно взрослого еще нельзя охарактеризовать, нет общего субъекта деятельности, и поэтому деятельность только условно может считаться общей;
- дети среднего дошкольного возраста отдают преимущество индивидуальной деятельности. Позицию ребенка относительно взрослого можно определить как позицию «рядом». Дети своими вопросами пытаются выяснить отношение к ним взрослого, у них появляется возможность искать другие варианты решения, ориентированные не только на себя, а и на взрослого;
- дети старшего дошкольного возраста стремятся уже не к индивидуальной деятельности, как это было в младшем и среднем дошкольном возрасте, а общее с взрослым, который имеет определенную специфику. С одной стороны, дети принимают свою позицию и позицию взрослого, в поочередном равномерном раскладывании фигур. А с другой стороны, дети умышленно ставят себе в позицию «под» взрослого, представляя при этом неуверенность в действиях;
- дети подготовительной группы отдают предпочтение общей со взрослыми деятельности. Одновременно они требуют и индивидуальной деятельности, в которую идут после исчерпания резерва общности в условиях данного задания.