Современная молодёжь читает меньше! – Не верим!!!
Вчера открыл журнал о подростковой культуре: «Современные подростки ничего не читают!», «Взгляните на подростка, его с книгой даже представить невозможно!», «Плеер с клубняком – да, но читать?!.», «Библиотеки не могут дождаться подростков!» – популярные публикации пестрят разнообразными слоганами, кричащими высказываниями о том, что современные подростки не читают художественной и научной литературы для себя.
От журналистов не отстают и другие. Спешно организуются круглые столы по проблеме чтения подростков, седовласые профессора морщат широкие лбы, обсуждая чтение литературы подростками, мудрёные статьи пишутся о пользе чтения…
Никто не спрашивает всерьёз самих подростков. Конечно, зачем?.. Ведь они могут сказать не то, что ждут от них взрослые. А кому из «специалистов» нужна жестокая правда, пусть даже она – факт. Как сказал один из известных философов, «голая правда не нужна, потому что она голая, а наготу нужно прикрывать для приличия».
А давайте уподобимся умудрённым опытом старцам и тоже обсудим, виноваты ли подростки, в том, в чём их упорно обвиняют: отсутствии интереса к чтению?.. Правда ли что современные подростки не читают, или проблема в чём-то другом?..
Вот ты ходишь в школу… Это шесть-семь уроков в день, к каждому приходится упорно исследовать огромные нудные параграфы, если не прочитал – расплата… Но спросите какую-нибудь бабушку-учительницу, строгую, но несомненно справедливую: разве это не чтение «для себя»? А ответ?!. «Это обязательно, если не заставлять, вообще не будут ничего делать…».
Сегодня уроки в школе, потом готовишься к завтрашним урокам, а кроме этого – Интернет, аська, десятки SMSок друзьям, да и родители: «Надо читать журналы, читай много интересных книг, кому нужны необразованные дети…». А что в результате? – двойка на литературе за непрочитанную «Войну и мир», упрёки мамы, мол, сынуля даже месячной давности журнал не смог прочитать. Старушки у подъезда хмуро ворчат об уровне культуры пацана с банкой газировки в руке и наушниками плеера в ушах.
А как ты считаешь, может, проблемы чтения, вернее «нечтения» и нет?! Может, мы стали за последнее время читать в несколько раз больше. Просто читаем что-то «не то»?..
Что такое «чтение»? Это не просто расшифровывание рядов символов. Разобрать загадочные письмена недостаточно, нужно ещё и осознать, понять и обдумать. Специалисты называют это весьма прозаично: «культура чтения», а говоря по-русски, реальные парни и конкретные девчонки не читают всё подряд.
Ну, хорошо, разобрались, читаем всё и в неограниченных количествах, потом мозги закипают, уши дымятся, а великие произведения русской классики, которые вроде бы должен прочитать каждый, скромно пылятся на полках, учтиво сохраняя свою новизну и непрочитанность.
Короче говоря, после рекламного разнообразия, газетно-журнального мусора, дешёвых развлекательных книжонок читать что-либо стоящее специально неохота, попросту влом… Зачем читать нудные произведения классики или философской литературы, если прямой выгоды в этом скучном занятии не видно. А тратить силы на осмысление толстенных изданий великих мыслителей – занятие для тех, кому нечем заняться… или для нездоровых… И если ты так думаешь, тебя не в чем упрекнуть. Голова у любого человека не резиновая, даже у законченных ботаников, и никто непрерывно читать не может.
А теперь на секунду перенесёмся в среднестатистический кабинет среднестатистического доктора филологических наук: видит он обстоятельное доказательство того, что подростки читают всё больше и больше, и думает, «какой только ерунды не понапишут ради славы!». А назавтра уже глядишь, к печати подготовлена неплохая статья об отсутствии культуры у современной молодёжи и разлагающей роли графоманов в воспитании «всесторонне развитой личности». И кому тут верить?..
Действительно, в чём же проблема? В том, что мы перестали читать, или что читаем настолько много, что не остаётся времени на следование советам прочитать то, что необходимо «каждому образованному человеку». О первом говорят уважаемые люди, учёные мужи отечественной науки, им в ответ не менее уважаемые люди доказывают второе. Дискуссии, дебаты, споры, научные диспуты повторяются с завидной регулярностью уже несколько десятилетий, но проблема не ушла в прошлое, однако нет даже её однозначной формулировки. Все знают наверняка только одно: проблема чтения есть и с этим надо что-то делать…
Рассуждения не прекращаются, стремясь к бегу по замкнутому кругу. Попытки найти решение всё упорнее, а самих подростков по доброй традиции никто спрашивать не собирается - малы слишком, чтобы решать глобальные проблемы. А может быть мы сами, именно мы сможем предложить альтернативное решение, которое и спасёт нашу родину от врага, именуемого «проблемой чтения молодёжи».