Из прошлого в настоящее
В каждой семье есть свой знаток традиций, к которому приходится прислушиваться. Привычно видеть на любой свадьбе, будь то вечерок или пиршество в триста человек, традиционные обряды, связанные с похищением невесты, ее туфельки и снятием венка. Свадьба за свою многовековую историю насчитывает большое количество традиций и обрядов. Кочуя из поколения в поколение, некоторые из них дошли и до наших дней. Откуда повелось встречать молодоженов хлебом с солью? Почему новоиспеченный супруг обязательно должен молодицу перенести через порог? Что за странная традиция бить новую посуду на свадьбе?
В старину особое внимание уделялось тем обрядам, которые помогали уберечь молодую семью от порчи и сглаза. Такая важная миссия ложилась на плечи колдуна, так что первоначально свадебный обряд был связан с самой что ни на есть магией. Позже обязанности колдуна стал исполнять дружка, сегодня эту роль играет тамада (или ведущие), главной его помощницей является свидетельница (свидетель и свидетельница — они же шафер и шаферинка, подженишник и подневестница, также их называют дружком и дружкой).
Зайдя на сайт www.prazdnikivse.ru, можно прочесть, что в России сватовство — одна из древнейших традиций. Раньше это было обязательным ритуалом, и даже существовала такая профессия, как сваха. Сегодня свахи — это породнившиеся женщины (например, матери жениха и невесты). Раньше свахи были уважаемы и достаточно богаты. В случае удачного сватовства сваха получала в подарок шаль, и количество шалей обозначало ее квалификацию. Сваха должна быть очень общительна и всегда в курсе того, где есть свободные женихи и невесты. Она подбирала пары по возрасту, положению в обществе, социальному статусу. Кроме того, она знала, сколько приданого дают за девушкой, и какой выкуп готов дать жених. Чем выгоднее была сделка, тем выше был доход свахи. Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни.
По старым обычаям, важная часть предсвадебного ритуала именовалась сговором или рукобитьем. Сговор вели отец жениха и отец невесты. Если одну из сторон что-то не устраивало, сговор мог не состояться. Отец невесты детально оговаривал, что он дает дочери в приданое. В свою очередь, родители жениха должны были дать за невесту выкуп. Эти деньги шли на покупку свадебных вещей для нее. Когда сделка свершалась, отцы «били по рукам» и переходили к выпивке. Если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное родней жениха вино, это расценивалось как согласие. Спиртное всегда приносили родители жениха, стол накрывали родители невесты. Позже о состоявшемся сговоре объявляли друзьям и родственникам. В дворянских семьях по случаю помолвки родители невесты давали бал с угощением. На него, помимо друзей и родственников, всегда приглашали влиятельных гостей. Отец невесты представлял им новую пару. В этот же день дети получали родительское благословение. Родители жениха благословляли детей иконой, которая потом навечно переходила в их семью. В день помолвки жених дарил своей избраннице драгоценное кольцо с каким-нибудь камнем, и ни одна из сторон уже не могла расстроить свадьбу.
В день накануне свадьбы невеста устраивала девичник. Она прощалась с домом, родителями, подругами, пела грустные песни. Традиция эта почти не сохранилась. А вот мальчишник, в основном как повод для выпивки, до сих пор жив. Обряд сватовства тоже сохранился, но теперь он сводится главным образом к обсуждению родителями жениха и невесты финансовых и организационных расходов. Девичник — далеко не новая традиция. Накануне свадьбы невеста обязательно звала в гости милых подруг. Они шли в баню, купались, причесывали длинные волосы невесты и пели грустные, порой заунывные песни. Именно так проходило прощание невесты с подругами и девичьей жизнью. Мальчишник — достаточно поздняя традиция. Жених шел в баню один и обычай предписывал ему, в отличие от девиц, молчать. Сегодня мальчишник — традиция, да еще какая! Современные парни и девушки не упускают возможности напоследок погулять как следует: посетить ресторан, тусовку или стриптиз-клуб. Так кто сказал, что традиции старины чем-то плохи? А вот еще одна: гости со стороны жениха, когда их приглашают на свадьбу, обычно своего родственника «подковывают» материально, да так, чтоб за молодца не было стыдно.
По традиции перед сном накануне свадьбы невеста кладет под подушку свое зеркало. На свадебном платье должно быть четное количество пуговиц. Нижнее белье желательно надевать белого цвета, а туфли должны быть без шнурков.
И вот наступал долгожданный день свадьбы. Раньше обычно гулянья устраивали в воскресенье. Уже с утра невеста начинала причитать — таково предсвадебное прощание с красотой, подругами, родительским домом. Все подружки наряжали невесту, в доме жениха тем временем шли свои обряды. Свадебный кортеж украшался еще с вечера, утром мать чесала сыну кудри в последний раз — он тоже прощался с холостяцкой жизнью. Сегодня старые люди рассказывают: «Чтобы уберечь парня от «сглаза», крестная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во все новое — рубаху, вышитую невестой». Устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались. Во многих селениях сваха со стороны невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.
Приезжал жених и начиналось самое интересное — выкуп невесты. Эта традиция сохранена и по сей день. Раньше выкупали девичью косу, не подумайте, что в прямом смысле. Платил обычно дружка сладостями и пятаками. Косу продавал младший брат, у белорусов — сестра невесты. В других губерниях подружки задавали жениху и его дружку вопросы и загадки в веселой шуточной форме. Если жених не отвечал — ворота не открывали, невесту не показывали, приходилось жениху деньги выкладывать, сладостями дивчин кормить. Сейчас на свадьбе невесту продает младшая сестренка или свидетельница, загодя придумав ряд вопросов. Часто жениху сватают старую родственницу в подвенечном платье, но этот номер, конечно же, не проходит. Сторона невесты в выкупе заинтересована — подружки деньги оставляют себе. Вообще у выкупа глубокий смысл: жених забирает из отчего дома невесту и благодарит таким образом всех ее близких. Родители благословляют будущую семью. Путь жениха и невесты до машины выстилают коврами, чтобы им мягче ступалось по жизни. Чтобы в семье был достаток, молодых осыпают зерном, монетами и конфетами. А монеты, положенные во время свадебного торжества в бокалы жениху и невесте, хранят дома под скатертью.
Из старины идет обычай ехать в рагс в разных машинах, а оттуда — в одной. Невеста едет в одной из машин свадебного кортежа вместе с подругой, жених с друзьями — в другой. Обычай украшать свадебные машины лентами пришел к нам из Европы. На самом деле это уже отголоски более древней традиции. Дело в том, что существовали так называемые «невестины банты». Было это в XVII—XIX веках. Невесту в церковь сопровождали несколько мальчиков с розмарином (цветок невесты) и невестиными бантами (узкими полосками ленты) на рукавах. Существует примета, что если перед рагсом жених и невеста съедят одну шоколадную конфету на двоих — жизнь будет сладкой.
Считалось, чтобы брак был удачным, идя к алтарю, невеста должна надеть, что-то старое, что-то новое, что-то голубое и взятое в долг. Под старым, как правило, подразумевался какой-нибудь подарок от матери, к примеру, золотое украшение. Такая вещь символизировала мир и мудрость в замужестве. Новое — платье, туфли, нижнее белье. Голубое как у язычников, так и у христиан означает любовь, скромность, верность. Взять в долг нужно было что-то у замужней женщины, счастливой в браке. С этой вещицей передавалось благословение на хорошую семейную жизнь.
После официальной части молодые ехали гулять на русских тройках, объезжая весь город. Это свидетельствует о том, что прогулка в свадебном кортеже по памятным местам города — традиция древняя, но усовершенствованная.
Молодых встречают родители жениха, так как они берут невестку в свой дом. Мать жениха держит каравай с солью, говорит слова приветствия и благословения. Молодые откусывают от каравая — кто больше откусил, тот и будет главой в доме. Потом молодоженам традиционно предлагают в последний раз насолить друг другу, они обмакивают кусочки каравая в соль и кормят друг друга, затем выпивают по бокалу шампанского и разбивают бокалы — на счастье.
Традиция свадебного каравая заимствована у древних римлян. Русский каравай — это брат-близнец римского пирога из муки, замешанной на соленой воде и меду. В Древнем Риме жених и невеста не признавались супругами до тех пор, пока одновременно не съедят по куску свадебного пирога. У римских аристократов в начале нашей эры эта традиция превратилась в свой способ бракосочетания — достаточно было в присутствии нескольких свидетелей обменяться с невестой лепешками из теста, замешанного на соленой воде. Лепешки эти назывались far, а само бракосочетание — confarreatio. Традиции меняются: где-то ломают каравай, где-то заставляют его откусывать. Если разламывать пшеничный хлеб над головой невесты — это символизирует скорое и счастливое прибавление в семействе.
И вот начался пир на весь мир. В определенный момент застолья молодую «окручивали», «повивали», «перевязывали». Производили этот обряд обыкновенно свахи, они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или «рожков» и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний.
Традиционно свадебные костюмы не продавались и не передаривались, что, между прочим, и сейчас не рекомендуется делать. Конечно, свадебное платье можно взять напрокат, но вот свадебную фату обязательно купите сами и ни в коем случае не продавайте ее и не дарите. Фата и венок остаются на память. Когда ребенок капризничает, фату набрасывают на колыбель — говорят, это лучшая защита от сглаза.
С брачной ночью тоже связано много традиций. Не секрет, что молодые сегодня первую совместную ночь не проводят дома. Предпочтение отдается гостиницам. А все почему? В старину молодоженов отправляли ночевать обычно в баню, хлев или на сеновал. Необходимо было сохранить в тайне место первой совместной ночевки, уберечь от дурного глаза и злых наговоров.
Перед первой брачной ночью невесте сажали на колени мальчика, чтобы она была плодовита — по представлениям крестьян, дети, особенно мальчики, обладали чистотой и особой жизненной силой, поэтому они были задействованы в магических продуцирующих обрядах.
Раньше муж брал жену на руки и вносил в дом, чтобы обмануть домового: якобы жена — не чужой человек из другого рода, а родившийся младенец. Сегодня этот обряд потерял первоначальный смысл, но красивая традиция осталась.
После того, как молодые вошли в дом, жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать ее, а приняв плеть, трижды слегка ударить жену — чтобы в последующей совместной жизни больше никогда не бить.
Интересно знать: слово «свекровь» произошло от слов «своя кровь», слово «невестка» от слов «невесть кто».