Основы ознакомления детей с природой

Единство чувственного и рационального в познании.

Разработанная В. И. Лениным теория отражения рассматривает познание как диалектическое единство чувственного восприятия и абстрактного мышления. Естественнонаучной основой познания являются учения И. М. Сеченова о рефлексах и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Раздражения, получаемые человеком от воздействия предметов и явлений природы, составляют первую сигнальную систему, а слова, обозначающие их,? вторую сигнальную систему. С первой сигнальной системой связана чувственная сторона процесса познания; она включает в себя непосредственное отражение предметов и явлений внешнего мира в форме ощущений, восприятий и представлений. Со второй сигнальной системой связано отвлеченное мышление. Вторая сигнальная система осуществляет связь с внешним миром только через первую сигнальную систему, поэтому не может быть мышления без ощущений, восприятий и конкретных представлений.

Чувственное и рациональное познание являются двумя сторонами единого процесса. Взаимоотношение чувственного и рационального познания на разных ступенях развития имеет различный характер.



Наглядность и слово в ознакомлении детей с природой.

Познание ребенком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его органы чувств. И. П. Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой должны быть наглядность, непосредственное воздействие предметов и явлений природы на их органы чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, ощутить их тяжесть и т. д.

В домашнем быту, на прогулках, в играх и трудовой деятельности дети накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов и явлений природы. Например, по дороге в детский сад они воспринимают состояние погоды (холодно, тепло, жарко, сыро). Во время мытья рук, при купании, в играх подмечают свойства воды (холодная, теплая, разливается, в ней тонут камешки, плавают кусочки дерева). Во время ухода за различными животными дети подмечают их движения, некоторые повадки и т. д.

Общаясь с природой, ребенок воспринимает ее. Однако далеко не всегда он получает конкретные представления о природе. Дети часто не замечают предмета или обращают внимание на несущественные его детали, неправильно называют воспринимаемое. Так, например, ребенок 2?4 лет о плавающей в аквариуме рыбке говорит, что она «шагает» или «машет крылышками». Отсюда следует, что для ознакомления ребенка с природой мало показать предмет или явление; необходимо руководить познавательным процессом.

Воспитатель должен обратить внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами. Из чувственно воспринимаемого усваивается лишь то, что может быть названо соответствующим словом. Надо всегда помнить, что чувственное восприятие ? первоисточник всех знаний о природе, а верное отражение действительности в сознании происходит при помощи лишь тех слов, которые связаны с этим восприятием.

Формирование представлений детей и обогащение их словаря осуществляется одновременно.

Развитие восприятий идет от нерасчлененных впечатлений к обобщениям на основе соответствующего выделения и связывания качеств и свойств предметов и явлений. В каждом представлении есть момент обобщения.

Понятия ? это результат аналитико-синтетической деятельности мозга. Они образуются в результате неоднократных чувственных восприятий различных качеств и свойств предметов и явлений природы, сравнения их с другими, выделения среди них наиболее существенных признаков и отражения их в слове. Понятия усваиваются и проверяются в деятельности ? игре и труде детей.

Понятия развиваются в сознании детей правильно тогда, когда они исходят из восприятий, полученных чувственным путем. Образование понятий ? длительный процесс.

Существуют разнообразные средства (формы, методы, приемы) ознакомления детей с природой. Выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, содержания программного материала и возрастных особенностей детей. Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач,? единство воспитания и образования, наглядность и активность детей в познании и ведущая роль воспитателя.

Общая характеристика методов ознакомлений дошкольников с природой. Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми роды и активное овладение навыками. К таким, методам относятся наблюдение, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, ? рассказ,, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений... Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так,, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением он «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным,, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение ? при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.

Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение. Дидактическая игра, показ картин, игрушек играют большую роль в познании детьми природы.

Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей средней группы, нужно при ознакомлении их с природой широко использовать наглядный материал. Для уточнения и закрепления образующихся представлений широко используют дидактические игры с естественными предметами (листьями, овощами, фруктами) или их изображениями на картинках, небольшие беседы.



Обновления в каталоге статей

от Славик

Свадьба в год петуха 2017

2017 год ничем не хуже любого другого для создания новой семьи, рождения детей и т.д. Семьи становятся несчастными или трагически распадаются в том случае, если люди получали неправильное воспитание в родительской семье...

Подробнее...

от Славик

Женская улыбка, позитив :-)

Известно ли вам, что женская улыбка умеет творить чудеса? Например, мужчины, по этому поводу говорят, что улыбающаяся леди воспринимается более открытой, доброжелательной, позитивно настроенной...

Подробнее...

от Славик

Отчего на свадьбе «Горько»?

Светлый и радостный праздник – свадьба, но почему-то он не проходит без возгласов слова «горько». Казалось бы, все прекрасно, все счастливы и веселы, море улыбок и прекрасных пожеланий новой семье, и тут тебе «горько».

Подробнее...

от Славик

Велосвадьба

Сколько раз в своей жизни вы были на велосвадьбе? Где вместо лимузина – велосипед для двоих, гости не изнывают от жары в свадебном транспорте, а катаются на велосипедах.

Подробнее...

от Славик

Свадебные фото в стиле лав стори

Бывает часто, что смотришь на фото и понимаешь – романтических фото, где вы вдвоем почти нет. Для этого и придумали, наверное, фотосессию в стиле лав стори, что дословно обозначает - история любви в картинках.

Подробнее...

от Славик

Зачем бросают подвязку невесты?

Подвязки пришли к нам их прошлых веков, когда женщины носили большие кринолины, высокие прически, парики и подвески…

Подробнее...

от Славик

Свадебный альбом. Ему есть о чем рассказать

Когда свадьба уже осталась позади, и пришло время рассматривания свадебный фотографий, возникает вопрос как их хранить – в электронном варианте или все-таки распечатать?

Подробнее...

от Славик

Подарки родителям на свадьбу

Сейчас многих современных молодоженов удивляет, что подарки на свадьбу дарят не только им, а они должны подготовить подарки своим родителям. А как вы думали?

Подробнее...

от Славик

Конфетный букет невесте

Такая традиция пришла к нам не очень давно, но уже успела завоевать много поклонников. Невесте преподносится не только цветочный букет, а еще и конфетный. 

Подробнее...

от Славик

Готовимся к свадьбе. 20 основных шагов

Дата свадьбы уже наконец-то назначена, значит пришло время начинать предсвадебную подготовку

Подробнее...

НОВОСТИ

Улыбка невесты, позитивная свадьба

Как же оставить такой торжественный и незабываемый праздник как свадьба, без красивой, лучезарной улыбки невесты?

 

Подробнее...

Традиции африканской свадьбы

Культура Африки очень разнообразна и тем самым континент является еще более загадочным и экзотическим.

 

 

Подробнее...

Немецкая свадьба

Известно, что немцы очень расчетливы и пунктуальны, поэтому предпочитают учится на ошибках чужих людей, нежели потом исправлять свои.

 

Подробнее...

Как часто выбирают свадьбу за границей

Одна из карибских гостиничных групп, решила провести исследования, показавшие процент брачующихся, которые предпочли бы сыграть свадьбу за границей, освободив себя от приглашения на свадьбу родственников и знакомых.

 

Подробнее...

Женщина с синдромом Отелло нашла свою половинку

В старой доброй Англии, как оказалось, живет самая ревнивая женщина Дебби Вуд. Возраст этой ревнивицы 42 года, а ее избранник Стивен, недавно отпраздновал свой 31 день рождения.

 

Подробнее...

Свадьба в детском саду

Вы слышали когда-нибудь, чтобы свадьба проходила среди молодоженов, которым от роду по пять лет? А вот в китайской провинции Хэнань воспитатели провели такую показательную церемонию.

 

Подробнее...